|
Программы практического и
правового обеспечения
активного воздействия этического Кодекса на процесс
управления устойчивостью единой динамической структуры
общества и природы
В.Г.
Ванярхо, Л.С. Гордина, О.Л. Кузнецов, К.А. Степанов,
В.О. Чкуасели
Российская академия
естественных наук,
Учредительный комитет
Всемирной Ноосферной (Духовно-Экологической) Ассамблеи
Мира,
Фонд Имени В.И. Вернадского
Процесс глобализации
обладает динамической структурой. Эта структура
представляет собой совокупность структур двух типов
процессов – виртуальных и реальных
социально-экономических. Противоречия между этими
процессами привели к ещё большей поляризации стран мира,
обусловили расслоение социально – экономических
процессов организации Человечества на однородности
определённого типа. Как Дамоклов меч, над миром весит
неустойчивость, которая способная мгновенно запустить
гиперинфляционный процесс, глобальные экономический и
экологический кризисы, сделать угрозу исчезновения
Человечества как популяции печальной реальностью.
Возникшие из-за этого напряжённости в мире ответственны
за антиглобализм, экстремизм и терроризм.
Всё это
вступает в противоречие с миротворческой идеей
глобализации как основы нового миропорядка, вызывает
большую озабоченность судьбой Человечества у
прогрессивной политической элиты и интеллигенции, у
религиозных деятелей, центров и конфессий, у всех людей
планеты Земля, кому не чужды идеалы добра, будущее их
детей и внуков. Проблема выживания Человечества
потребовала и требует объединения усилий таких людей
Планеты.
Результаты современных
научных исследований приводят к неумолимому факту, а
именно дальнейшее развитие цивилизации может происходить
только в согласии с законами природы, при осознании
человеком своей истинной роли в системе биотической
регуляции. В последние столетия человек присвоил себе
право распоряжаться природой, уничтожая ее ради своих
сиюминутных целей. Сегодня становиться ясной
самоубийственность такого подхода. Поэтому перед
Человечеством встала очень нелегкая задача - осуществить
кардинальные изменения в своем сознании, сформулировать
и добровольно принять ограничения и запреты, диктуемые
законами развития биосферы.
А это, в свою очередь,
требует изменить многие стереотипы поведения, механизмы
экономики и социального устройства. Высоко
значимым событием этого века следует считать принятие
Хартии Земли на Генеральной Ассамблее ООН в 2002
году в Йоханнесбурге и позже её ратифицирование
всеми государствами - членами ООН. Хартия Земли отражает
ценности и принципы, отвечающие практическим проблемам
людей в их повседневной жизни.
Она должна в
действительности основываться на последних научных
открытиях, нравственных принципах мировых религий и
произведений мировой литературы. Хартия обозначила
приоритеты решения проблем устойчивого развития, но не
показала, каким практическим путём можно реализовать
цели и задачи устойчивого развития.
Озабоченность
реальностью выполнения декларируемых принципов
устойчивого развития Человечества определила цель
Всемирного Форума Земли 2002, который пытался найти
ответы на следующие вопросы:
1.
Каким образом
процесс глобализации может регулироваться этическими
нормами так, чтобы способствовать достижению устойчивого
развития?
2.
Может ли новый
Кодекс этических норм влиять на ценности и поведение
человека в интересах достижения наилучших результатов в
области окружающей среды? И если это возможно, то
3.
Какие принципы
должны лечь в основу этого нового этического Кодекса?
Постановка таких вопросов симптоматична. Она указывает,
что содержательная сторона Хартии Земли должна быть
шире, чем она представлена в её тексте. Должно быть
чётче прописано, что основой Хартии является
нравственность. «Мы - свидетели и участники формирования
единого Планетарного экономического и политического
организма. Конец XX века подвел Человечество к рубежу,
за которым оно становится единым организмом и
приобретает общую цель, которую, может быть, пока далеко
не все осознают. Эту цель я предлагаю, - писал русский
учёный Моисеев Н.Н., формулировать следующим образом:
«утверждение и сохранение Планетарного гомеостаза
популяции homo sapiens».
Однако у этого в муках
рождающегося организма пока еще нет института,
формирующего понимание ситуации, размышляющего о
СТРАТЕГИИ дальнейшего развития и, самое главное,
формирующего общую ВОЛЮ. Наконец, у Планетарного
сообщества нет института, способного направить усилия
людей на достижение общей цели, даже если бы такая цель
была поставлена Люди в своей массе еще не осознают
происходящего и живут в оковах собственного локального
эгоизма, как это было и во времена палеолита, и так же
неспособны заглядывать в завтра.
Они еще не осознают,
что несмотря на разноцветие палитры цивилизаций, без
которого Человечество просто не выживет, неизбежна некая
стандартизация во взаимоотношениях с Природой на основе
своего рода свода новых биосоциальных законов или хотя
бы общего миропонимания. И природа этих законов будет
уже совсем иной: ее сформирует не Природа, не стихия
самоорганизации, не раз перестраивавшая цивилизационные
основы, а сформулирует Коллективный Разум Человечества.
То обстоятельство, что ойкуменой сделалась вся Планета и
что Человечество обретает черты организма, т. е. у людей
возникает общая цель и определенная потенция для ее
достижения, позволяет говорить об экологическом
императиве как о некой Планетарной системе запретов и о
желаемой организации общества, способной в рамках
экологического императива обеспечить развитие
цивилизаций в данных конкретных природных условиях.
Необходимо подчеркнуть
невозможность реализации экологического императива без
утверждения императива нравственного.
И последний не
может не содержать в себе основных идей Нагорной
Проповеди, основных этических норм мировых религий.. Без
этого будущность человека, если он хочет оставаться
человеком, бесперспективна!». Изложенное выше указывает
на то, что для спасения Человечества как популяции
необходима новая ноосферная идеология. "Идеология" -
это слово себя основательно дискредитировало в ХХ веке.
Но в действительности никакое общество не может жить, а
тем более развиваться без идеологии, независимо от того,
произносится это слово или нет. Идеология - некоторый
синтез нравственности, мировоззрения, точнее даже
миропонимания, степени приоритета общественного перед
личным. Она есть некоторым образом усредненный вектор
личностных, эгоистических устремлений нации,
государства, хотя в известных условиях может быть и
навязана обществу, быть средством коллективного
зомбирования и тем самым противоречить его объективным
интересам.
Но в обычных условиях идеология - это то, что
цементирует общество, делает более эффективным его
коллективные усилия. Следование идеологии,
координирующей усилия отдельных личностей, чаще всего
выгоднее нации, государству, чем хаос. «Я убежден, -
писал Н.Н.Моисеев в своей работе «Судьба цивилизации.
Путь разума», что …ноосферная идеология относясь очень
бережно к активности индивидуума, его творчеству, должна
обозначать определенное русло коллективных усилий
Человечества.
И это русло должно быть научно выверенным. Я думаю, что
подобная идеология должна однажды возникнуть, ибо это и
будет означать способность Человечества выжить в
современных условиях. Для обеспечения экологического
императива необходим нравственный императив. Так вот
утверждение такой идеологии должны быть становым хребтом
того документа, который будет называться «Хартией Земли»
и многочисленных программ дальнейшего развития
цивилизации.
Важнейшую роль в формировании ноосферной
идеологии должны сыграть религии и образование. Люди
по-разному представляют себе мир и свое место в нем, по
- разному представляют меру своей ответственности за
происходящее на планете, за ее будущее. Но необходимо
должны существовать некоторые универсалии в поведении и
взглядах людей, поскольку Человечество взаимодействует с
Природой как единый биологический вид. Так вот, когда я
говорю о необходимости некой единой общеПланетарной
идеологии, то я имею в виду некую совокупность подобных
универсалий. Если угодно - некий общий становой хребет.
Я думаю, что проблемы формирования ноосферной идеологии
должны стать одним из краеугольных камней национальных
программ реализации принципа "sustainable development".
И особенно в работах, связанных с Хартией Земли».
Цель доклада – предложить на рассмотрение
Саммиту программы практической и правовой международной
деятельности, обеспечивающей формирование ноосферной
идеологии цементирующей усилия Планетарного сообщества
на его выживание, на преодоление надвигающегося
глобального экологического кризиса.
Новые свойства
Человечества как единого целого, отвечающие ноосферному
состоянию развития общества, в основе которых будут
лежать взаимное доброжелательство людей и принципы,
аналогичные тем, которые были произнесены 2000 лет назад
в Нагорной Проповеди не появятся до тех, пока человеку
не будет научно доказано через образование, что ему
лично выгодно быть доброжелательным, соблюдать заповеди
священных писаний, заботиться о природе как о своём
собственном доме, а о Человечестве – как своей семье.
Теперь появилась такая возможность. Именно реализации
такой возможности, подчинены цели и задачи программ
практической и правовой деятельности, о которых заявлено
в докладе.
Эта возможность появилась благодаря системно
- методологическому и научному решению проблемы
целостного описания человека, общества и природы. Теперь
наука в состоянии доказать, что человек и общество
встроены в динамическую структуру процессов
самоорганизации природы, что законы этики являются
законами устойчивости этой структуры. Наука, опирающаяся
на рационализм, не в состоянии была решить эту задачу,
поскольку при анализе, из-за расчленения системы на самодостаточные (в представлении такой науки)
сущности-элементы, система теряла свойства присущие
целостности. Но эта задача может быть решена, если в
качестве теоретического объекта исследования
рассматривать присущий всем без исключения системам
природы (от протона до Вселенной) и общества процесс,
для которого количественный параметр наблюдаемого
события, обратно пропорционален частоте события.
Благодаря расшифровке природы и структуры таких
процессов (процессов типа фликкер шума) теперь можно
анализировать системы без потери свойств обусловленных
их целостностью с окружающим миром.
Новое
научно-техническое направление – спектроскопия
процессов типа фликкер шума позволяет исследовать в
каждом объекте и в обществе свойства окружающего мира:
структуру собственного времени, энергетическую структуру
и, объединяющую эти структуры, структуру действия
процессов самоорганизации. Теперь наука в состоянии
выявить параметры динамической структуры
пространственно-временного континуума процессов
самоорганизации окружающего мира, в который встроен
любой объект Природы. Динамическая модель единой
структуры общества и природы позволяет науке
приблизиться к доказательству Созидающего Разума,
проявляющего себя в законах устойчивости этой структуры.
Это открывает путь для объединения науки и религии,
других областей и ветвей культуры, позволяет создать
систему непрерывного ноосферного образования, содержание
которого отражает достижения разных областей и ветвей
культуры в познании свойств целостного мира и законов
его устойчивости.
Доказан нравственный характер законов устойчивости
динамической структуры мира. Наука, философским базисом
которой является синергизм, в состоянии доказать
человеку прагматическую необходимость соблюдения
законов этики как законов устойчивости его самого и
окружающего мира. Это позволяет решить ряд глобальных
проблем, которые связаны с сохранением Человечества как
популяции. Практические и организационные мероприятия
такого решения изложены в проекте «Всемирная программа
развития этики Человечества и управления устойчивостью
динамической структуры общества и природы» и в проекте
«Организация Международного научного центра развития
толерантного сознания и профилактики
экстремизма».
Эти проекты призваны:
1.Создавать целостное
знание о законах устойчивости единого мира на основе
открытий целостного представления мира наукой, религией,
другими областями и ветвями культуры разных народов, что
будет способствовать развитию толерантности сознания.
2. Использовать
одновременно в разных странах систему непрерывного
ноосферного образования, основанного на научной системе
взглядов «Мир как единое целое, зависящее от человека»,
содержательным базисом которой является возможность
выявления в каждом объекте Мира его динамической
структуры в виде пространственно-временного континуума
процессов самоорганизации, а так же открытия целостности
различных типов и ветвей культуры. Содержательная
сторона такого образования раскрывает в процессе
обучения единство знания о целостности человека,
общества и природы, доказывает прагматическую
необходимость соблюдения законов этики как законов
устойчивости динамической структуры этой целостности.
Тем самым содействовать выполнению программ ООН по
образованию, по защите окружающей среды и по устойчивому
развитию, решению Саммита о роли этического Кодекса.
3.Создать условия для
того, чтобы наука о целостности человека и открытого
мира стала саморазвивающейся системой.
Предполагается, что помогать реализации комплекса
мероприятий (в том числе обозначенных в двух указанных
выше Планетарных программах) направленных на повышение
устойчивости динамической структуры общества и природы и
предотвращение социальных потрясений и катастроф
благодаря развитию этики Человечества призвана
Ноосферная (Духовно-Экологическая) Ассамблея Мира (НДЭАМ).
Правовым инструментом формирования ноосферной
цивилизации может стать Единая Духовно-Экологическая
Конституция Человечества, в основу которой положена
новая мировоззренческая парадигма, основанная на вечных
ценностях мирового культурного наследия и открытия
динамической структуры мира. Проекты Ассамблеи Мира и
Единой Конституции Человечества одобрены Международной
научно-социальной Конференцией «Перспективы сохранения и
развития единой цивилизации Планеты. Культура. Экология.
Космос». В проект Конституции включено расширение
действующего состава Генеральных прав, свобод, а также
обязанностей Человека и новая глава, излагающая
Генеральные права, свободы и обязанности Человечества,
как Планетарной (космической) категории.
Конференция явилась ответом на призывы Хартии Земли,
монографию Кофи Аннана «Обновление Организации
Объединенных Наций». Разработчики Конституции
рассматривают этот документ как расширение основных
положений Хартии Земли, касающихся экологии сознания,
культуры управления информацией, определение новых и
доработку существующих международных прав и свобод
Человека в части его духовной и биологической
составляющих. В настоящее время идет активный поиск
качественно новых способов и средств решения глобальных
проблем, специфика которых определяется стремлением к
целостной модели мира. Этому препятствует сегодня
многообразие видов наук о природе и обществе, в которых
используются различные модели реальности, понятия,
способы познания и методы проектирования будущего. Сотни
научных дисциплин неизбежно формируют расходящийся
Интеграл Познания и не в состоянии отобразить целостную
эволюцию Мира, его структур и подсистем. Однако, в
понятиях этой группы частных наук, не прописан Феномен
Человека, Планетарная и Вселенская Разумная Жизнь в ее
материальной и энергоинформационной ипостасях. Проект
Конституции был сформирован на базе законопроекта «Об
обеспечении энергоинформационного благополучия
населения», который одобрен учеными более тридцати
регионов Российской Федерации и по которому были
проведены парламентские слушания в Государственной Думе.
Концепция Конституции обращает внимание на тот факт, что
во Всеобщей Декларации Прав Человека (1948 год) был
полностью упущен комплекс прав и свобод, отражающий
жизненные потребности человека как биологического вида.
Этот комплекс развивает Генеральное право на
благоустроенное жилище и, исходя из этого, Планета Земля
рассматривается как жилище Человечества, которое должно
быть благоустроенным. В концепции этот подход связан не
только с сохранением ресурсов жизнедеятельности
Человечества и окружающей природной среды, но и с
бесконфликтными формами жизнедеятельности Человечества
на Земле и в Космосе, ибо и то, и другое является нашим
общим домом. Предлагаемая правовая система эволюционно
развивает систему охраны прав и свобод Человека.
Основными целями
Конституции являются:
·
Развитие
сложившейся законодательной системы, уточнение сферы
прав и свобод Человека и Человечества в части создания
благоприятных условий для его жизнедеятельности и
социального развития (продолжения цивилизации).
·
Установление
новых Духовно-Экологических правовых норм, основанных
на расширенных современных представлениях естествознания
о природе энергетических и информационных
взаимодействий, направленных на охрану общих
(Генеральных), конституционных и иных прав, и
безопасности граждан, государств и Человечества в целом.
·
Контроль за
внедрением и использованием в практике трудно
регистрируемых воздействий, способных нанести
значительный и, в ряде случаев, непоправимый ущерб
природе и обществу, спровоцировать опасные направления
изменения характера жизни людей и развития человека как
биологического вида.
Предлагаемая Единая Ноосферная (Духовно-Экологическая)
Конституция Человечества - это своеобразный этический
Кодекс, максимально созвучный понятию «коллективная
совесть Человечества», то есть жизнь в соответствии с
едиными законами мироздания. Ее соблюдение будет не
наказывать провинившихся, но поощрять справедливость.
Конституция даст возможность народам, парламентам,
правительствам, конфессиям присоединяться к ее целям и
задачам, участвовать в творческом развитии ее основных
положений. Логичным продолжением доработки Конституции
является ее объединение с Хартией Земли, одобренной уже
во многих странах.
Поэтому
основными предложениями в итоговые документы Саммита
«Рио+10» являются:
1.
Поддержать решение
Международной научно-социальной Конференции «Перспективы
сохранения и развития единой цивилизации Планеты.
Культура. Экология. Космос» о создании
межгосударственной комиссии для отработки текста Единой
Ноосферной (Духовно-Экологической) Конституции
Человечества, которая будет способствовать решению
вопросов, связанных с формированием в мировом сообществе
целостного Духовно-Экологического мировоззрения, в том
числе относящихся к изменению сознания человека, что в
свою очередь приводит к изменению вектора развития
цивилизации.
2.
Объединить после доработки
и обсуждения Конституцию с Хартией Земли в единый
документ: Хартия Земли и Единая Ноосферная
(Духовно-Экологическая) Конституция Человечества.
3.
Учитывая, что на
вооружение, т.е. создание угрозы уничтожения Планеты
расходуется в 27 раз больше средств, чем на ее
сохранение, движение «Планета Людей» во главе с
Ноосферной (Духовно-Экологической) Ассамблеей Мира
предлагает всем странам отчислять как минимум 1% от
военного бюджета для реализации предложений, изложенных
в «Хартии Земли» и проекте Конституции.
4.
Поддержать решение
конференции об организации и развитию ноосферного
образования и сети Ноосферных университетов под эгидой
ЮНЕСКО (ООН), а также по разработке программ развития
экопоселений.
Процесс развития Человечества в динамической структуре
мира, согласно новой системе научных взглядов, как и
любой её процесс, определён величиной действия –
произведения энергии на время. Все предлагаемые в
докладе программы направлены на уменьшение энергии
процесса самоорганизации Человечества, что означает
увеличение времени его существования. У Человечества
появился шанс сохранить себя и Планету. Ноосфера – сфера
разума, должна проявить себя в понимании, взаимной
поддержке и использовании этого шанса для сохранения
Человечества.
|
|