Мировоззрение ХХI века.
Планетарный Разум. Высшие
технологии социальной жизни. Стратегическая интеллектуально-духовная инициатива
Кризисный
этап в развитии системы «Планетная цивилизация –
окружающая среда» стимулирует поиск качественно новых
способов и средств решения глобальных проблем, специфика
которых определяется нашим восхождением к целостной
модели Мира. В последнем десятилетии ХХ века
интегральное техногенное воздействие Человека на
оболочки Земли приобрело многофакториальный и
крупномасштабный характер, превосходя по ряду
направлений действие естественных геологических и
космических процессов.
Мы все являемся свидетелями и
участниками необратимого фазиса коэволюции природы и
общества, когда в любой момент могут быть превышены
экологически допустимые пределы нагрузок космической
системы жизнедеятельности современного человечества
Однако в этих
условиях, несмотря на все достижения мониторинга,
прогностические и футурологические возможности
современной науки в отношении глобальных процессов
весьма ограничены. Этому препятствует сегодня именно
многообразие видов наук о природе и обществе, в
которых используются различные модели реальности,
способы познания и методы проектирования и
прогнозирования будущего. Сотни научных дисциплин
неизбежно формируют расходящийся Интеграл Познания,
поскольку своими частными понятиями, методами и
формами деятельности они не в состоянии отобразить
целостную эволюцию Мира, его структур и подсистем.
Отдельные частные
естественноприродные науки способны синтезировать
лишь локальные картины и модели таких универсалий
Бытия как «Земная Природа», «Астрономическая
Солнечная система», «Астрофизическая Галактика» и
«Метагалактика», «Физический План планеты» и т.п.
Однако в координатных системах и понятиях этой
группы частных наук не прописан Феномен Человека,
планетарная и Вселенская Разумная Жизнь в ее
материальной, идеальной и энергоинформационной
ипостасях.
Эти реалии оказались
прописанными по иным ведомствам – в гуманитарных
науках, религиозных и философских формах
коллективного сознания, в сфере искусства. Но тогда
возникает задача Большого Синтеза знаний, технологий
и понимания Универсума на основе всего исторического
Полигнозиса Человеческой Культуры. Этот путь как
Стратегическая интеллектуально-духовная Инициатива
Междисциплинарного Синтеза позволит в итоге
сформировать энергетический Кристалл Могущества
планетной цивилизации и объединить все народы и
государства через технологию Общего Дела и Общей
Цели.
Передовые отряды исследователей уже вышли на
понимание того, что планетарная мысль, информация
и все формы интеллектуальной собственности соборного
человечества есть закодированная идеальная энергия. Для
локального и дифференцирующего научного мировоззрения
непреодолимым барьером всегда была Целостность
Идеального бытия и вытекающее из нее Единство Мира.
Здесь мы вплотную
подходим к Первоисточнику Вселенской Разумной Жизни,
ибо основные классы рода и виды Идеальности
образуют Ноумен Человека. Можно сослаться на
глобальный результат статистических исследований
социальной динамики всех времен и народов,
проведенных Питиримом Сорокиным. Его диагноз
состояний и эволюции Социума показал, что на
протяжении целого столетия (ХХ век) шел болезненный
внутренний процесс подготовки общественного бытия к
квантовому переходу к новому устойчивому базису.
Этот процесс и был главной скрытой причиной всех
войн, революций и катастроф столетия.
Новый базис в ходе
исторической макроэволюции формируется внутри
социума за счет накопления, активации,
преобразования и реализации коллективных творческих
энергий в форме высших технологий социальной жизни,
сопряженных с влияниями процессов космофизического
ряда. Но для реализации новых энергетических
возможностей человечества необходимо совершить
онтологический поворот Социума, по Э. Фромму, и это
действительно сложная, но решаемая проблема.
Социальная жизнь из
модуса обладания вещами может трансформироваться в
модус материально-идеального Бытия. В отличие от
обладания, которое порождает антагонизмы всех
типов, бытие как материальное так и идеальное имеет
тенденцию к увеличению по мере его реализации через
энергоинформационный обмен и через возвращение
Мирового Эфира.
В модусе Бытия могут
быть развернуты и проявлены собственные потенции и
сущностные силы каждого индивида и народа. На этом
пути автоматически исчезнет борьба за обладание
природными ресурсами и энергией и восстановятся
прочные и гармоничные отношения между народами.
Переход к высшим технологиям социальной жизни,
ориентированным на быстрое и эффективное
восстановление всей Иерархии экологических условий
Бытия Мира возможен только в рамках Ритмодинамики
Духовного Владычества (при сохранении всех светских
ветвей власти).
Поскольку человеку
изначально дан особый способ телесного
существования, душевной жизни и духовной сущности,
то возможности эволюции человека, общества,
цивилизации и культуры зависят от всех трех Природ.
Онтологический фазовый поворот Социума возможен
только при условии, когда ведущим становится
духовный вектор, а ведомым – телесный вектор
материальной жизни.
Именно поэтому в
ближайшей перспективе научно осознанный переход к
концепции Единого Человечества предполагает
формирование нового принципа социальной жизни и
новой системы – Духовно-Экологической Ассамблеи
Мира.
До конца ХХ века весь научно-технический прогресс
разворачивался в основном в узкой области материальных
проекций Вселенной. Однако рост могущества планетной
цивилизации и исторического взросления человека,
овладение физикой и технологией информационных процессов
обозначили траекторию перехода всех форм деятельности из
материального модуса Бытия в следующее измерение –
пространство Духа.
На этом пути
открываются новые возможности, о которых сегодня не
подозревают даже футурологи и фантасты. Эти
перспективы видны, если производить постадийный и
этически гармонизирующий Синтез Знаний, технологий и
видов деятельности, наработанных нашей цивилизацией.
При этом, раскрывается духовный смысл новейших
электронных технологий и Интернета, несмотря на
наличие ряда негативных тенденций в технотронной
эволюции и в научной механистической картине мира.
Принцип «машины»
оказался, в итоге, необходимым звеном в эволюции
самого человека и его восхождении тропою Разума.
Переход к концепции Единого и Универсального Знания,
в частности, показывает, что наше Мироздание,
трактуемое как Универсальное и синергетическое Тело
Общественного Бытия, обладает вполне определенной
Конструкцией и Основой, насыщено Эйдосами и
характеризуется своей Ритмодинамикой, содержит
гомеостатические контуры Разума и Духа.
В терминах Единого
Знания можно сформулировать Мировые Законы и
Принципы и обнаружить Геном Мира и его эволюционные
спирали, а также Триаду Суперосцилляторов,
обеспечивающих поддержание всех экзистенциальных и
жизненных процессов. При этом, наука как форма
коллективного Сознания должна отдать должное Мировым
религиям, которые в закодированной форме,
сопряженной с историческим процессом становления
человека и человечества, выполняла функцию Духовного
Вектора Эволюции.
Задача технотронной
науки и заключается в преобразовании этого вектора в
Духовный Тензор социального бытия, поскольку
Объектом и Субъектом нашей деятельности становится
Идеальное тело общества, которое имеет бесконечное
число измерений или степеней свободы для Разума.
|